^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Дашиева Оюна Ринчиннимбуевна

Ф.И.О: Дашиева Оюна Ринчиннимбуевна

Год рождения 1968 г. 

Образование:  высшее.

ВУЗ, год окончания: У-У пед.уч. 1988 г.

БГУ ФБФ 2001 г.

 

Специальность: Учитель начальных классов,

учитель бурятского языка и литературы.

Должность: учитель начальных классов.

Стаж работы: 23 г.

Категория: первая 

Год аттестации:      2005 г.

Скачать:
ФайлОписаниеРазмер файла:
Скачать этот файл (IMG_1601.JPG)IMG_1601.JPG 6980 kB
Скачать этот файл (IMG_1650.JPG)IMG_1650.JPG 7050 kB

Формирование языковых компетенций у младших школьников.

Актуальность проекта.

Язык – наиболее точный признак всякого этноса. Языку отводится основная роль в самосохранении народа. До 1993 года бурятский язык не был государственным. Законодательное закрепление бурятского языка как государственного на территории суверенной республики – один из способов сохранения и обеспечения его дальнейшего развития. Сложившаяся языковая ситуация привела к значительной утрате ценности бурятского языка. Сейчас это язык литературы, искусства, средств массовой информации. Поэтому, обучение бурятскому языку становится задачей большой социальной значимости. Необходимо преодолеть отношение родителей и учащихся к предмету, как к очень трудному для изучения. Чтобы привить интерес к изучению языка у учащихся должна быть положительная мотивация. Решение этой актуальной проблемы в настоящее время должно быть поставлено на широкую теоретико – лингвистическую форму и научно – методическую основу. Владение языком – основа духовной сущности любого народа. Поэтому целью проекта является: формирование языковых компетенций на уроках бурятского языка у младших школьников.

Задачи проекта:

- овладение учащимися основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать и актуализировать и т.п.) умениями; 

- совершенствование языковых и коммуникативных умений;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- повышение интереса к изучаемому языку, культуре его носителей;

- развитие речевых навыков и умений;

 

Теоретическое обоснование проекта.

Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одна из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения – т.е. от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик может воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. Одним из ключевых компетенций является языковая компетенция. Языковая компетенция- это владение языком. Сущность лингвистической дихотомии язык – речь в известной мере предопределяет стратегию изучения языковой теории в соотнесении с процессом развития речи. Язык как единство структуры и функции (строя и употребления) изучается в школе в качестве: а) языковой системы (функционирование языка предстаёт целостным процессом с многоуровневой и стройной организацией); б) языкового материала (текста); в) речевой деятельности (понимания и говорения).

Безусловно, язык и речь являются основным средством общения между людьми, взаимовлияя, взаимодействуя и являясь важнейшим инструментом познания, они отражают сущность человека. Язык - общественное явление, фактор преемственности поколений, участник исторических явлений, носитель традиций и обычаев народа. Бурятский язык является благодатной почвой для развития умственных способностей, мыслительных и духовно-нравственных качеств, формирующих личность ребёнка на начальной ступени. Речь – тоже общественное явление, тесно связанное с особенностями говорящего и слушающего. Человек совершенствует свою речь на протяжении всей жизни. Если дошкольник только умел говорить и слушать, то, став школьником, он учится читать и писать. Известный психолог Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка» писал: «Задолго до школы он (ребёнок) практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет. Эти операции неосознанны…. Ребёнок научается в школе… осознавать, что он делает, и, следовательно, свободно оперировать своими собственными умениями. Его умения переводятся из бессознательного, автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный » (Выготский, 1956, с.268).

Общение с людьми, извлечение необходимой информации из этого общения, расширение кругозора, умение грамотно изложить свою мысль, поддержать разговор, умение выслушать и в нужный момент дать полезный совет – вот основная языковая цель изучения и бурятского, и русского и других языков.

В совершенствовании языковой подготовки младших школьников учитель должен уделять внимание обогащению лексического запаса, употреблению в речи и письме различных грамматических форм.

Развивая речь детей, учитель приобщает их к опыту, накопленному предшествующими поколениями, способствует расширению их кругозора, учит общению с окружающим миром. Отношения между людьми в обществе влияют на формирование у школьников умения говорить, слушать, читать и писать. Ученики должны твёрдо знать, зачем и с какой целью изучают язык.

Изучение языка означает не только умение правильно строить предложения на заданную тему, но и умение правильно выражать свои мысли, поэтому на уроках рекомендуется применять «картинки» из реальной жизни, дать оценку происходящему. Работа по развитию устной и письменной речи способствует, в зависимости от целей обучения, подготовке детей к пониманию системы языка и её отдельных единиц. Всестороннее глубокое изучение способствует не только речевому, но и общему развитию детей.

В устной речи дети могут общаться при помощи невербальных средств: жестов (язык жестов), кивать головой, моргать глазами, махать руками и т.д., а в письменной речи при помощи определённых правил, соединяя слова, составляя предложения, выражают определённую мысль. При этом дети должны уметь писать без ошибок, соблюдая знаки препинания.

Следует подчеркнуть, что, развивая речь, активизируя словарный запас учащихся, учитель приобщает детей к опыту, накопленному народом, тем самым осуществляет неразрывную связь между поколениями. Изучая язык, дети приобретают новые знания, через язык приобщаются к истории, культуре своего и других народов. Прежде всего, они знакомятся с историей родного края, представителями которого они являются, глубоко вникают в традиции и обычаи, условия жизнедеятельности бурятского народа.

Успех обучения языкам коррелируется с пониманием учителем бурятского языка необходимости активизации познавательной деятельности учащихся, построенной на коммуникативной основе. Коммуникативное обучение ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. В процессе такого обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами – все это создаёт условия для повышения уровня культуры общения.

На современном этапе развития общества особую значимость приобретает воспитание серьёзного отношения к труду, а овладение языками – это всегда труд, умственный и физический. Изучение языка вносит свой вклад в формирование культуры умственного труда: умение пользоваться словарями, грамматическими справочниками, памятками по выполнению учебных заданий. При коммуникативном обучении осуществляется развитие мышления путём решения рече–мыслительных задач разного уровня проблемности, отражающих содержание процесса общения. Тем самым развивается познавательная и коммуникативная функции мышления. Кроме того, коммуникативное обучение языку в школе обеспечивает богатейшие возможности для эстетического и нравственного воспитания детей через обсуждение жизненных проблем.

Для того чтобы дети хотели изучать и говорить на бурятском языке, нужна определённая мотивация. Без мотивации нет и речи. Включение в уроки игровых моментов, работ поискового характера, проведение исследовательских работ, создание студий художественного слова, проведение различных конкурсов, конференций, олимпиад, использование тестового материала стимулирует изучение языка, повышает интерес к предмету.

Механизмы реализации проекта.

Одним из механизмов реализации проекта являются тестовые работы. Тесты являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Тест позволяет установить причины неудачи при выполнении той или иной работы благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Кроме того, может стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

Для этого необходимо:

- разработать тестовый материал;

- пошагово реализовать в учебный процесс;

- научить детей анализировать, сопоставлять, выделять главное, добывать информацию для решения задач;

- развивать потребность в самообразовании.

Ожидаемые результаты:

- уметь ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чём будет говорить или писать;

- уметь планировать высказывание, т.е. осознавать, как будет говорить или писать (кратко или подробно, эмоционально или по - деловому), в какой последовательности будет излагать мысли;

- умение реализовать свой замысел, т.е. говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности языка;

- повышение уровня владения бурятским языком, применение его в общении;

- умение выражать собственные мысли на бурятском языке;

- обогащения словарного запаса.

Copyright © 2013. - Кижингинская СОШ №1 им. Хоца Намсараева - Rights Reserved.