^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Тубанова Татьяна Дугаровна

Ф.И.О. Тубанова Татьяна Дугаровна

Дата рождения 24.01.1966г.

Образование Средне-специальное. 

Специальность Учитель начальных классов.

Место работы МОУ КСОШ №1 им. Х. Намсараева 

Педагогический стаж 21 лет 

Аттестация 1997г., 2002г., 2008г.

Категория первая. 

Курсы 2002г., 2007г., 2008г., 2009г. 2010г. 

Награды грамоты школы и РУО, МСУ. Мин. ОбрРБ.

Виды чтения

Виды и приемы чтения

 

Просмотровое чтение

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

Цель

самое общее представление о содержании и смысле   текста

извлечение основной информации

проникновение в смысл при помощи анализа текста

Конечный результат

решение: читать или не читать текст

решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать

Понимание всех уровней текста

младший школьник в семье

                                         Младший школьник в семье

 

Многие родители часто жалуются, что с началом школьной жизни их авторитет у детей падает. Если учительница сказала так решать задачу или так читать стишок. То никакие добавления исправления не допускаются ,даже если ребенок и понял учителя не совсем(а иногда и совсем) неправильно

   Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделит на два направления. Во- первых, семья играет самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит новым формам общения со взрослыми и сверстниками.

   На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным (то есть ориентированным на наглядность, а на некоторый смысл,который зачастую лежит за наглядной ситуацией). Если, к примеру , поиграть с ребенком в старую игру «Барыня», где нельзя говорить некоторые запрещенные слова типа « да» и «нет», то дошкольник на вопрос : «Тебя зовут (неверное имя)»-тут же горячо возразит: « Нет, меня зовут Ваня».

   Младший школьник в аналогичной ситуации или согласится с тем или скажет, что он играет роль Пети.

Разница в восприятии дошкольником и младшим школьником очень простого вопроса кроется в том смысле, который они вкладывают в вопрос взрослого. Дошкольник искренне верит, что взрослый забыл или перепутал, как его зовут, а младший школьник прекрасно понимает, что взрослого не интересует его реальное имя, что он старается поймать его в ловушку и сказать» запрещенное» слово.

   Психологи говорят, что такое разное общение ребенка-дошкольника и младшего школьника формируется в игровой деятельности, т.к. игра является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Но она не кончается с переходом ребенка в младший школьный период развития. Если в детском саду создаются условия для развития игровой деятельности, то педагогам без семьи с этим не справиться. Игра начинается в семье с того, что близкий взрослый индивидуально конструирует ребенку воображаемую ситуацию. В младшем школьном возрасте ребенок в семье продолжает играть. И.это психологически для него важно. Л.С. Выготский на примере игры подчеркивал, что игра – ведущая, но не преобладающая деятельность. Эта особенность любой, в том числе и учебной , деятельности в младшем школьном возрасте связана с тем, что ребенок ею только овладевает, только учится общаться, играть, учиться и т.п.А в остальное время он занимается той деятельностью, которая у него уже сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. Причем играет младший школьник по-разному

.     Большое место в играх младших школьников занимают игры с правилами, куда входят и футбол, и волейбол со сложными для этого возраста правилами, и традиционные» десяточки», «штандер», лапта, настольно-печатные игры, среди которых есть и типично взрослые игры-шашки, шахматы, даже карты и т.п.

     Если посмотреть на эти игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослым, то у него, как правило, не получается. Он не может договориться о сюжетах ролевых игр («Так взаправду не бывает») и бесконечно выясняет отношения в играх с правилами, обвиняя партнера в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то что игра перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, ее дальнейшее развитие непосредственно связано с семьей младшего школьника.

Второе направление в развитии игровой деятельности связано с ее использованием в обучении. Об этом много говорят и пишут, но, практическое решение этого вопроса еще очень далеко от совершенства. Отметим лишь одну особенность, непосредственно       связанную с семьей младшего школьника.    

     Ни для кого не секрет, что младший школьник, придя из школы, очень любит играть в школу. При этом он становится учителем и начинает бабушку или маму учить, как писать букву К, как считать столбиком, как надо переносить слова и т.п. Эта , на первый взгляд совершенно дошкольная игра имеет качественные отличия. Если дошкольники в игре ставят отметки и выгоняют озорников за дверь, то для младшего школьника в этой игре главным становится содержание и ее некий продукт. Кто-то научился писать букву К…Конечно, если у младшего школьника нет живых учеников, он будет учить медведя с куклой, но тогда и пользы от такой игры значительно меньше. Игра в школу с близкими является очень эффективным домашним заданием, при этом выполняемым с интересом и носящим развивающий характер.

       Итак, семья для младшего школьника – место, где продолжает развиваться игровая деятельность. Однако этим роль семьи в жизни ребенка не исчерпывается.

       Исследование восприятия семьи младшим школьником показало, что он воспринимает семью как людей, выполняющих коллективно-распределенную деятельность, направленную на общий результат: убирают квартиру, наряжают елку, идут в поход, собираются на дачу и т. п.

     Такое особое восприятие семьи младшим школьником означает, что если он не видит такой подобной деятельности или не принимает в ней участия, то не воспринимает семью как единое целое, не видит в них никаких связей. При этом семья может быть на самом деле и очень хорошей, но, стараясь освободить ребенка от всего лишнего, кроме учения, взрослые просто внешне не демонстрируют свою общность.

       Вывод отсюда может быть один: необходимо всем членам семьи иметь какие-то общие интересы, а что зачастую случается? Пока папа гуляет с детьми или делает покупки, мама быстро стирает и убирает квартиру. Может быть в таком распределении времени и обязанностей и есть рациональное зерно, но младший школьник нуждается в совместной уборке, в совместном походе в магазин и т.п. При этом очень важно, чтобы взрослые помогли ребенку отрефлексировать ( увидеть, проанализировать)полученный совместный продукт: «Вот ты выбрал такой хороший кочан капусты, и поэтому борщ сегодня получился очень вкусным» или «Ты протирал сегодня пыль, и вся комната получилась очень нарядной».Последнее, -это взаимоотношение семьи школы. Часто приходится видеть, как учитель вечером рассказывает маме, что ее сын плохо вел себя на уроке математики, призывая тем самым маму вечером подействовать на сына, чтобы он больше так не делал.

     Анализируя этот случай, необходимо отметить два момента. Во-первых, за один и тот же проступок два раза не наказывают. Во-вторых, ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку он ни получил, в семье его по прежнему будут любить Ему смогут помочь, его пожалеют- ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать «двойки». Только в этом случае родители могут не бояться того, что их ребенок станет прогуливать школу, стирать отметки в дневнике и совсем не захочет учиться. Помимо всего этого, он (правда, уже ближе к подростковому периоду развития) научиться вычленять, понимать и ценить внутренние отношения с близкими людьми, и само слово «близкие» приобретет для него уже совсем иной смысл.

Copyright © 2013. - Кижингинская СОШ №1 им. Хоца Намсараева - Rights Reserved.