^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Дугарова Зинаида Бабуевна

Использование современных образовательных технологий

МОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Хоца Намсараева»

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Автор: Дугарова Зинаида Бабуевна.

Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность и потребность возникают в учебно-воспитательном процессе не механически, не сами с собой. Потому, наверное, и существует понятие педагогической технологии. Современному учителю невозможно не использовать различные технологии обучения. Но, тем не менее, я считаю, главенствующей является одна, а другие используются с целью как вспомогательного по отношению к основной действующей технологии. В моей практике приоритетной является технология личностно ориентированного обучения. Эта модель образовательной технологии предполагает деятельностного и личностного подхода к формированию коммуникативной компетентности учащихся.

 Смысл технологии в совершенно новой организации учебного процесса и воспитания. В основе технологии – создание условий для личностного развития ученика. Для этого используется :

  • метод проекта
  • информационно-коммуникативная технология
  • проблемное обучение
  • интерактивные методы обучения
  • интеграционное обучение
  • исследовательские методы.

Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Применение данных методов в личностно ориентированном образовании способствует повышению качества обучения: слабые ученики испытывают учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности; сильные же быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности – и в итоге повышается не только успеваемость, но и качество знаний учащихся на уроке.

Степень проявления активности ученика – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на активно-творческий. Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди),  мозаичным (включение  в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Групповые технологии или педагогику сотрудничества  (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-семинарах, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из “сильных”, если задание сложное, или из “слабых”, если задание не требует творческого подхода. Приёмы, используемые на таких уроках, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес  учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к формированию коммуникативной компетенции.

Наиболее отработанной в моей системе работы остается технология проблемного обучения в его различных вариантах: создание проблемных ситуаций, проведения проблемных семинаров, организация мини-исследований и т.д.

На современном этапе реализация коммуникативной цели обучения опирается на использование информационных технологий. Широко применяю на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ, используя компьютерные презентации, тестирование, материалы из Интернета.

Компьютер помогает устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до логического завершения, опираясь на необходимую помощь. Используя в своей работе педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств и интерактивные формы обучения, достигаю следующих целей:

  • формирования у учащихся умений работать с информацией, развития коммуникативных способностей;
  • представления учащимся возможности выбора форм и методов работы с учебным материалом, использования дополнительной информации;
  • формирования исследовательских умений и умений принимать оптимальное решение.

С помощью информационно-коммуникационных технологий, возможно не только подобрать необходимый интересный материал к уроку, но и организовать эффективный контроль, который так сложно продумать и реализовать на уроках литературы. Всевозможные тесты, кроссворды в режиме он-лайн увлекают ребят интерактивностью, быстротой полученных продуктов собственной деятельности. Такой контроль можно организовать в виде индивидуальной работы в компьютерном классе или фронтально с помощью проектора.

Но самое главное, что информационные технологии позволяют ребятам реализовать свои идеи и возможности, причем выполнить и оформить свои творческие работы на высоком уровне. Учащиеся создают проекты и представляют их в виде презентаций. На уроках литературы ученики не только анализируют произведения, но и выполняют задания творческого характера. Например, оформляют сборник стихов учащихся класса, пишут рефераты, исследовательские работы. Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется иной тип учебной рациональности, дающей возможность усваивать большой учебный материал в ограниченное время.

Формирование коммуникативных умений учащихся разного возраста веду с использованием различных способов и средств обучения. На II ступени обучения дети учатся составлять высказывания на основе анализа композиционной формы текста-образца и собственных рисунков, отбирая при этом необходимые языковые средства. Учащиеся шестого и седьмого классов уже самостоятельно планируют композицию высказывания, пишут творческие изложения типа описания или повествования с элементами рассуждения, при этом также опираясь на собственный рисунок.

Накопленный опыт по использованию изобразительной наглядности показал, что творческие изложения по каждому типу речи с опорой на рисунок и составление учащимися высказываний разных типов речи на основе текста-образца и собственного рисунка хорошо подготавливают учащихся к написанию сочинений.

Традиционно в школьном обучении предполагается первоначально изучить какое-либо произведение, а затем написать о нем отзыв. Таким образом, авторство ребенка уже является вторичным по отношению к кому-либо. Мне же представляется более эффективным и психологически оправданным процесс, в котором ребенок создает и сюжет, и художественное исполнение, исходя из собственного опыта. И только затем ученик может сравнить своеобразие созданного им текста с красотой художественного своеобразия текстов известных писателей, классиков мировой художественной литературы. Я бы предложила перераспределить учебные часы (тем более нам дается такая возможность) так, чтобы у учащегося было достаточно для этого времени, тогда юный автор сможет «изнутри» открыть тайну создания текста.

Логичнее начать с создания коротких текстов на определенную тему, например: «Музыка природы», «Начало осени», «В зимнем лесу». Для этого детям предлагается записать возникшие слова-ассоциации с выбранной темой и на их основе создать текст-описание в одной из предложенных сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической. В работе можно использовать текст из 5 — 10 предложений, написанный языком одной из модальностей, например, визуальной, в котором ученики могут расширить его сенсорные границы, сделав полимодальным (то есть содержащим речевые структуры всех трех систем). Обычно учащиеся не могут написать сочинение, потому что не знают, о чем писать. Это чаще всего связано либо с отсутствием субъектного опыта, либо со сложностями его актуализации. Для преодоления этой трудности важно помочь ученикам собрать сенсорную информацию: актуализировать, извлечь из памяти звуки, образы, чувства. Неслучайно некоторые дети любят рисовать на уроке, пробуждая фантазию. Так они получают доступ к их собственной информации, а не привнесенной извне. В построении личностно-ориентированной технологии это особенно важно учитывать.

Поэтому, перед тем как переходить непосредственно к написанию сочинений, целесообразно предложить ученикам нарисовать рисунки, комиксы на тему предстоящего сочинения или мысленно создать кинофильм, а потом перенести на бумагу основные фрагменты сюжета в заранее нарисованные контуры кинопленки. Таким образом, детям будет значительно легче наполнить описание звуками и ощущениями, а также развить способности к созданию внутренних образов.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, данный Богом, услышать и понять самого себя «в путешествии по временам и пространствам», ощутить познавательную энергию культуры, ибо такие формы деятельности, в том числе уже давно и хорошо известные в школьной практике, должны превосходить качественный потенциал обычных уроков.

Метод проблемного обучения позволил изменить привычные формы организации урока. В процессе урока, где реализуется этот метод, учащиеся заняты не сколько заучиванием и воспроизведением заданий, а сколько решением проблем, подобранных в определенной системе. Нужно организовать работу учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и выводы, сравнивали и анализировали фактический материал. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. Самое главное, при таком методе формируется у учащихся информационно-коммуникативная компетенция. Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает не только хорошее знание учителем своего предмета, но и умением моделировать эвристические беседы: ставить вопросы, организовать ход дискуссии, подводить её итоги, давать учащимся рекомендации по организации самостоятельной работы с книгой (учебником, справочным материалом, дополнительной литературой по данной теме, словарем и т.д.). Проблемное обучение ориентировано на активизацию мышления учащихся, которое формирует коммуникативную компетенцию.

 

 

 
Copyright © 2013. - Кижингинская СОШ №1 им. Хоца Намсараева - Rights Reserved.