^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Рабочая программа по физической культуре

Рабочая программа по физической культуре

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Настоящее издание включает в себя программы основной и средней (полной) общеобразовательной школы по физической культуре.
      В соответствии с Государственным стандартом общего образования программы средней (полной) школы представлены для двух уровней образования — базового и профильного.
      Базовый уровень образования ориентирован на формирование общей грамотности учащихся в области физической культуры, укрепление их здоровья и повышение функциональных возможностей организма. Кроме этого, основными задачами базового уровня являются активное содействие процессу социализации школьников, включение их в физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовые формы занятий физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни.
      Согласно Федеральному базисному учебному плану, освоение учебного содержания базового уровня является обязательным для всех учащихся и включается в целостный общеобразовательный процесс, который осуществляется либо в условиях профильного обучения учащихся общеобразовательным дисциплинам (кроме физической культуры), либо в условиях универсального (непрофильного) обучения.
      Профильный уровень образования ориентируется на качественную подготовку старшеклассников к последующему профессиональному образованию в области физической культуры.

Профильное образование по предмету «физическая культура» ранее не было представлено в системе школьного образования и, так же как и другие образовательные предметы (иностранный язык, математика, биология), не имеет аналогов. Это абсолютно новое явление в школьной практике. Однако, как показывает анализ специальной литературы, в настоящее время формируется мнение о возможности соотнесения, а по сути, замены профильного обучения данному предмету тренировочным процессом, характерным для детско-юношеских школ. Подобная точка зрения является спорной и, скорее всего, ошибочной. Введение профильного образования в общеобразовательную школу связано не с удовлетворением желания учащихся достичь максимально возможных спортивных результатов в избранном виде спорта (как это имеет место в детско-юношеских спортивных школах), а в первую очередь с созданием условий для осознанного выбора будущей профессиональной деятельности и качественной подготовки к ее последующему овладению.
      Из-за отсутствия достаточно четких представлений о существе профильного образования по физической культуре в общеобразовательной школе, относительно небольшого практического опыта работы учителей по организации и проведению учебного процесса настоящее издание дополнено нормативными и методическими материалами, раскрывающими некоторые аспекты профильного обучения. Эти материалы либо утверждены как нормативные документы, либо основываются на результатах апробации автором отдельных положений, разделов и тем предлагаемой учебной программы.
      По сравнению с ранее опубликованными и ныне действующими учебными программами по физическому воспитанию, представляемые программы основной и средней (полной) школы (базовый уровень) имеют ряд отличительных особенностей. Так, их содержание направлено на формирование у школьников умений и навыков в самостоятельной организации различных форм занятий.

Именно эта ориентация выступает в качестве системообразующего феномена как самого содержания, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется. При этом, как подчеркивается в Пояснительных записках к программам, важным условием формирования самостоятельности учащихся является перевод школьников от выполнения освоенных упражнений к самостоятельному выполнению учебных заданий и последующей самостоятельной деятельности.
      Упражнения, как известно, представляют собой строго заданный учителем алгоритм (программу) действий с определенной последовательностью, дозированностью, предусматривающей определенное качество выполнения. Учебные же задания определяются сущностью поставленных перед учащимися конкретных задач, которые они должны решать самостоятельно. Другими словами, школьники должны научиться сами определять средства и методы (из ранее освоенных) занятий, уметь организовать для них место и, что самое главное, самостоятельно определять эффективность решения всех этих задач. При этом им необходимо ориентироваться на индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности.
      Подобный перевод на самостоятельное выполнение учебных заданий позволяет обеспечить активное включение учащихся в процесс совершенствования собственной физической природы, развивать творчество и мышление, интерес и потребности в разнообразных формах занятий физическими упражнениями.
      Следующей отличительной особенностью этих программ является предоставляемое учителям физической культуры право вводить в учебный процесс дополнительные темы и отдельные дидактические единицы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал. При этом учителям необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушать логику распределения программного содержания по годам обучения и не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.
      Еще одной особенностью программ является то, что они рассчитаны на проведение трех уроков в неделю. Согласно Приказу Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Государственного комитета по физической культуре и спорту России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.2002, № 2715/227/166/19) в недельный объем учебной нагрузки учащихся дополнительно вводится третий урок физической культуры. Введение третьего урока осуществляется по решению Совета школы за счет школьного компонента Базисного учебного плана. Принимая решение о введении третьего урока, Совету школы необходимо ориентироваться в первую очередь на состояние спортивной базы школы (спортивные залы, пришкольные площадки, зоны рекреации, спортивный инвентарь и оборудование), наличие квалифицированных педагогических кадров, обеспеченность учебного процесса соответствующими программно-нормативными документами, учебной и методической литературой как для учителей школы, так и для учащихся.
      Кроме этого, необходимо учитывать, что введение третьего урока физической культуры повлечет за собой сложности его непосредственного планирования в недельном расписании учебных занятий. В связи с этим можно рекомендовать использовать результаты исследований, проведенных на базе экспериментальной площадки школы № 1914 Москвы (директор школы В. Н. Дорохин). В этих исследованиях были апробированы три формы планирования уроков физической культуры, которые обеспечивают достаточно успешное освоение учащимися основ содержания данных программ.
      Первая форма предполагает планирование четырех уроков физической культуры в неделю: в 1-й и 4-й четвертях учебного года, т. е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках. В то же время во 2-й и 3-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю.
      Вторая форма планирования предполагает включение в расписание одного академического урока (40 мин) и одного сдвоенного (80 мин), который ставится в расписание последним.
      Третья форма планирования является традиционной и предполагает включение всех трех уроков в сетку расписания. При этом в средней (полной) школе допускается объединение классов с последующим их разделением на группу юношей и группу девушек.
      Еще одной отличительной чертой программ является то, что их содержание как для основной, так и для средней (полной) школы в случае полной или частичной невозможности введения третьего часа может быть сокращено в пределах требований Государственного стандарта и адаптировано к реально выделяемому школой объему учебных часов (но не менее двух часов в неделю)
      В соответствии с Базисным учетным планом, из общего объема учебного времени, отводимого на физическую культуру, в предлагаемых программах 10% времени остается резервным и не обеспечивается учебным содержанием. Выделяемые резервные часы (более 50 ч из 510 ч) передаются учителям физической культуры, которые используют их по своему усмотрению (для закрепления учебного материала, внесения дополнительных дидактических единиц, более широкого рассмотрения отдельных тем и т. п.).
      Основное содержание программ осваивается учащимися на уроках физической культуры, которые в зависимости от направленности учебных тем и решаемых задач дифференцируются на уроки с образовательно-познавательной направленностью (освоение знаний и способов деятельности), образовательно-обучающей направленностью (обучение двигательным действиям и физическим упражнениям) и образовательно-тренировочной направленностью (развитие физических качеств). Для полноты освоения программного содержания, помимо уроков физической культуры, рекомендуется широко использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия в спортивных кружках и секциях, занятия в группе лечебной физической культуры. Кроме этого, в условиях организации целостного образовательного процесса необходимо использовать межпредметные связи, соотнося содержание предмета физической культуры с содержанием таких дисциплин, как история, биология, физика (в части раздела механики), искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в проблематике общеобразовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на раскрытие понятия «физическая культура» как явления культуры, на биологические закономерности развития организма человека и его физиологических систем в процессе мышечной деятельности, на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек.
      В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны формироваться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются и индивидуализируются.

Copyright © 2013. - Кижингинская СОШ №1 им. Хоца Намсараева - Rights Reserved.